Вводная часть
1.1. Приоритетные отрасли региона
Тамбовская область — динамично развивающийся субъект Российской Федерации.
Экономическая специализация – агропромышленное производство. Наиболее развитой отраслью экономики является сельское хозяйство. В сфере агропромышленного комплекса производится более 30% валового регионального продукта. Регион входит в число лидеров Центрального федерального округа по производству зерна, сахарной свеклы, подсолнечника, занимает третье место в России по производству свинины, входит в число двадцати регионов – крупнейших производителей мяса птицы. В области находится единственный в России наукоград агропродовольственного направления — г.Мичуринск.
Промышленность Тамбовской области является второй по значимости ведущей отраслью экономики. Доля промышленного производства в общем объеме ВРП составляет 16,1%. Ключевые виды деятельности промышленного комплекса: химическое производство, производство машин и оборудования, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, неметаллических минеральных продуктов.
Развитие транспортной отрасли определено в качестве еще одного приоритетного направления развития региона. В условиях региона на данный момент особое внимание уделяется развитию сферы беспилотного транспорта, активно применяющегося в сельском хозяйстве с целью картирования посевных площадей, в сфере лесного хозяйства для мониторинга лесов и предупреждения лесных пожаров, в сфере безопасности – для оценки рисков возникновения техногенных катастроф.
1.2. Модель управления кадровым обеспечением
В области действует новая модель управления процессом формирования кадрового потенциала для экономики региона, выстроенная на основе кластерного подхода. На основе прогноза потребности ключевых отраслей, органов местного самоуправления, бизнес – сообщества формируется и выполняется заказ системе образования на подготовку кадров, тесно увязанный с основными направлениями Стратегии социально-экономического развития. Конечный результат – необходимый рынку труда объем квалифицированных рабочих и специалистов.
Действуют 6 крупных образовательно-производственных кластеров групп по таким направлениям, как промышленность, сельское хозяйство, стройиндустрия, транспорт, социальная сфера, информационные технологии. В их составе — организации профессионального образования, ведущие предприятия региона, отраслевые управления, органы местного самоуправления, университеты. Заключены соглашения о сотрудничестве, сетевом взаимодействии в рамках кластеров более, чем с 4 тыс. социальных партнеров. Кластерам делегирован целый ряд полномочий по обеспечению качества обучения, созданию инновационных структур, производственных участков, развитию внебюджетной деятельности.
II. План мероприятий по содействию занятости выпускников, завершивших обучение по программам среднего профессионального образования
№ п/п | Мероприятия | Результат | Срок реализации | Ответственные | ||||
Мероприятия, направленные на эффективное прогнозирование потребности в кадрах и формирование контрольных цифр приема за счет средств регионального бюджета | ||||||||
1.1. | Заседание Координационного совета по реализации регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста | Формирование региональной потребности в квалифицированных кадрах в соответствии с запросами ключевых отраслей экономики | февраль | Министерство образования и науки области, отраслевые ОИВ (по согласованию) | ||||
1.2. | Заседание Координационных советов образовательно-производственных кластеров по основным кластерным группам: промышленность, стройиндустрия и ЖКХ, информационные технологии, агропромышленный комплекс, социальная сфера | Формирование предложений по контрольным цифрам приема с учетом требований работодателей | март | Руководители координационных советов кластеров, Министерство образования и науки области | ||||
1.3. | Заседания отраслевых и территориальных советов по кадровой политике | Анализ отраслевых и муниципальных стратегий развития в части кадрового обеспечения | апрель | Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления (по согласованию) | ||||
1.4. | Формирование атласа региональной потребности в подготовке специалистов среднего звена в разрезе образовательно-производственных кластеров и атласа региональной потребности в подготовке квалифицированных рабочих (служащих) в разрезе образовательно-производственных кластеров | АТЛАС региональной потребности в подготовке специалистов среднего звена АТЛАС региональной потребности в подготовке квалифицированных рабочих (служащих) | июль | Министерство образования и науки области, органы исполнительной власти, работодатели (по согласованию) | ||||
2.Мероприятия, направленные на обучающихся профессиональных образовательных организаций | ||||||||
2.1. | Проведение молодежного форума по содействию трудоустройствувыпускников «СПО рулит» | Встречи с работодателями, стажировки на предприятиях, экскурсии на предприятия | апрель, ноябрь | Ресурсный центр развития добровольчества в системе СПО, Министерство образования и науки области | ||||
2.2. | Web-КВЕСТ «Лестница в самозанятость» | Оформление более 100 студентов как самозанятых | ежемесячно | Тамбовская областная торгово-промышленная палата (по согласованию) | ||||
2.3. | Проведение ярмарки вакансий для студентов с инвалидностью и ОВЗ в рамках чемпионата «Абилимпикс» | Ярмарка вакансий с привлечением более 50 работодателей | апрель | Министерство труда и занятости населения области, Министерство образования и науки области, координационный совет работодателей (по согласованию) | ||||
2.4. | Проектная площадка «Предпринимательство. Простые шаги» | Оформление в качестве предпринимателей не менее 50 человек | март, ноябрь, | Центр по развитию предпринимательства ТОГАПОУ «Тамбовский бизнес-колледж», Министерство образования и науки области | ||||
2.5. | Тренинг «Эффективная самопрезентация: собеседование с работодателями» | Тренинг для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | апрель, май | БПО, РУМЦ | ||||
2.6. | Заседание областного клуба «Гарантия» по вопросу организации трудоустройства выпускников, заключивших договоры о целевом учении | Трудоустройство выпускников с договором о целевом обучении | апрель | Министерство образования и науки области, ПОО | ||||
2.7. | Деятельность экспериментальной площадки «Профессиональная траектория» по сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по выстраиванию профессиональной карьеры | Трудоустройство выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | апрель, октябрь | ПОО, центры постинтернатного сопровождения | ||||
2.8. | Организация подготовки по программам дополнительного профессионального образования, включая краткосрочную подготовку, переподготовку кадров под выявленные потребности, в том числе под гарантии трудоустройства | Осуществлена подготовка кадров под конкретных работодателей | В течение года | ЦОПП ПОО | ||||
3. Мероприятия, направленные на выпускников ПОО | ||||||||
3.1. | Курсы повышения квалификации с учетом изменившихся технологических требований работодателей «Шаг в профессию» для выпускников, завершивших службу в армии по призыву | Восстановление профессиональных навыков | май, октябрь | ПОО, работодатели | ||||
3.2. | Питч-сессия «Самозанятость – новая форма трудоустройства выпускников профессиональных учебных заведений» | Организация самозанятости не менее 50 выпускников | октябрь | Тамбовская областная торгово-промышленная палата (по согласованию) | ||||
3.2. | Размещение на официальных сайтах ПОО и управления образования и науки области телефонов «горячей линии» по трудоустройству | Работа телефона горячей линии | постоянно | ПОО, Министерство образования и науки области | ||||
3.3. | Размещение на официальных сайтах ПОО и управления образования и науки области банка вакансий Тамбовской области | Банк вакансий | постоянно | ПОО, Министерство образования и науки области | ||||
3.4. | Размещение на сайте БПОО информации о вакансиях для инвалидов и лиц с ОВЗ, деятельность горячей линии | Наличие банка вакансий, оказание помощи в подготовке резюме, консультирование инвалидов и лиц с ОВЗ | постоянно | БПОО, РУМЦ, Министерство труда и занятости населения области | ||||
3.5. | Мастер-классы для выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Твоя карьера» | Трудоустройство выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | ежемесячно | Центры постинтернатного сопровождения, ПОО | ||||
4. Мероприятия, направленные на выстраивание взаимодействия с представителями работодателей, с органами власти | ||||||||
4.1. | Стратегическая сессия «Проблемы трудоустройства выпускников. Векторы взаимодействия» | Выработка стратегических документов по организации трудоустройства выпускников | август | Министерство образования и науки области, отраслевые ОИВ (по согласованию) | ||||
4.2. | Круглый стол с работодателями по вопросам трудоустройства участников регионального и национального чемпионатов «Абилимпикс» | Подготовлен перечень предприятий и вакансий для трудоустройства выпускников | апрель | Координационный совет работодателей чемпионата «Абилимпикс» | ||||
4.3. | Интерактивная сессия с представителями общественных объединений работодателей «Трудоустройство: от резюме до адаптации на рабочем месте» | Сопровождаемое трудоустрой выпускников ПОО | май — август | Региональные общественные объединения работодателей | ||||
5. Мероприятия, которые позволят обеспечить сбор наиболее объективной информации об изменениях в системе содействия занятости выпускников для усиления координации, принятия новых или корректировки ранее принятых управленческих решений | ||||||||
5.1. | Мониторинг трудоустройства выпускников ПОО | Мониторинг, анализ полученной информации | еженедельно | Министерство образования и науки области, ПОО | ||||
5.2. | Верификация, сопоставление, анализ данных о занятости выпускников, представляемых ПОО, управления труда и занятости населения Анализ полученной информации. | Осуществлена верификация данных. Проведен анализ полученной информации | еженедельно | Министерство образования и науки области, Министерство труда и занятости населения области (по согласованию) | ||||
5.3. | Заключение трехстороннего соглашения между управлением образования и науки области, управлением по развитию промышленности и торговли, управлением труда и занятости населения области об обмене информацией об изменениях на рынке труда и имеющихся вакансиях | Соглашение | февраль | Министерство образования и науки области, Министерство труда и занятости населения области, Министерство по развитию промышленности и торговли | ||||
III. Показатели эффективности реализации плановых мероприятий
№ п/п | Наименование показателя | Значение показателя |
1. | Доля выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, занятых по виду деятельности и полученным компетенциям | 62,5% |
2. | Доля выпускников, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей от количества выпускников всех форм обучения | 5,0% |
3. | Доля выпускников, зарегистрированных в качестве самозанятых от количества выпускников всех форм обучения | 1,0% |
4. | Доля выпускников, находящихся под риском нетрудоустройства, от количества выпускников всех форм обучения | 0,5% |
5. | Доля выпускников, состоящих на учете в центрах занятости населения в качестве безработных, от количества выпускников всех форм обучения | 0,2% |
6. | Доля выпускников, заключивших договоры с предприятиями о целевом обучении, от количества выпускников всех форм обучения; из них – доля трудоустроенных выпускников | 10,0% / 75,0% |